Международная выставка о мигрантах «Страна возможностей» открылась в Воронежском центре современного искусства 8 марта. Проект, объединяющий графику и видеоарт и исследующий феномен трудовой миграции России через медиумы современного искусства, подготовила воронежский куратор Ирина Аксенова.
Экспозиция строится вокруг графики Анны Терешкиной и работ Ольги Житлиной, созданных в соавторстве с Алехандро Рамиресом, Андреем Якимовым, Давидом Тер-Оганьяном, Йоном Иригойеном и другими художниками. Тема всех этих работ – массовое передвижение людей по территории бывшего Советского Союза. Большинство из них было представлено на европейской биеннале современного искусства «Манифеста», и Воронеж – один из первых городов России, объединивший все это в масштабный выставочный проект.
Фото — Евгений Ярцев
Процессы миграции происходят постоянно, и так или иначе мы все с ними сталкиваемся. За время моей жизни в Петербурге многие мои родственники разъехались кто куда, но при этом приехали новые люди, появились новые знакомые. И главная идея этой выставки – понять, что происходит, что эти процессы для нас значат,Ольга Житлина
художник
С проблемами миграции Ольга работает давно, и в «Стране возможностей» можно увидеть несколько ее проектов, начиная с 2010 года.
Фото — Евгений Ярцев
Название выставке дала настольная игра «Россия – страна возможностей», которую Ольга сделала совместно с правозащитником Андреем Якимовым. Игра представляет собой визуализацию бюрократических процессов, через которые приходится пройти мигрантам. Фактически это пошаговая инструкция, в которой прописаны все основные шаги и их последствия – вплоть до взяток и штрафов. Игра, сделанная в 2011 году для газеты «Что делать?», была уже дважды переиздана и используется различными некоммерческими организациями как практическое пособие для мигрантов и для российских школьников, чтобы дети понимали, как устроена миграция.
Фото — Евгений Ярцев
Отдельная линия выставляемых проектов – исследование потенциала юмора, абсурда и карнавальной традиции как стратегии выживания и рефлексии над властными отношениями в обществе. Одна из таких работ – фильм «В поисках Н.» о путешествии в Таджикистан, снятый в 2012 году совместно с колумбийским художником Алехандро Рамиресом. В нем авторы отправляются на поиски Ходжи Насреддина, фольклорного персонажа мусульманского востока и некоторых южноевропейских стран.
Фото — Евгений Ярцев
– Это такой трикстер, глупый мудрец или мудрый дурак, который часто попадает в сложные ситуации и пытается разными способами из них выходить. И мы использовали этого персонажа, чтобы говорить с людьми о миграции. Мы просили людей рассказать их истории и просили придумать, что бы сделал в такой ситуации Ходжа Насреддин. Получалось, что посредством такого персонажа людям гораздо легче было рассказывать свои истории, о которых напрямую они, может быть, не стали бы говорить,Ольга Житлина
художник
Фото — Евгений Ярцев
Два зала ВЦСИ заняли рисунки художника-графика Анны Терешкиной, сделанные в рамках большого проекта «Конкурс анекдотов Ходжи Насреддина». В течение нескольких месяцев художники совместно с социологами и правозащитниками проводили конкурсы шуток и анекдотов среди мигрантов, живущих в Санкт-Петербурге. Вместе они обсуждали ситуации, с которыми сталкиваются трудовые мигранты в России, и вручали приз за лучший анекдот.
Фото — Евгений Ярцев
Ходжа Насреддин, ставший центральным персонажем выставки, появляется и в проекте «Мобильная дискотека», придуманном Йоном Иригоеном, испанским художником, живущим в Хельсинки. «Мобильная дискотека» исследует саунд-системы – ярко расписанные передвижные дискотеки, популярные в странах Карибского бассейна. В Петербурге художники привезли такую мобильную дискотеку с кавказской, центральноазиатской и латиноамериканской музыкой по Невскому проспекту на рынок «Апраксин двор». Вместе с машиной в процессии участвовали два клоуна в стиле комедии дель арте – арлекин-мигрантка и плачущий милиционер (их костюмы тоже можно видеть на выставке). Видео, документирующее реакцию публики на этот перформанс, Ольга показала на творческой встрече накануне выставки.
– Какая-то общность пришла в момент угара, веселья и танцев, это оказался простой физический опыт, которого нам не хватало, – рассказала художница.
Фото — Евгений Ярцев
В других работах выставки художники также сквозь призму миграционных процессов пытаются осмыслить изменения, происходящие в российском обществе, выработать свое отношение к ним, фантазируя о возможности иного языка и иных сценариев культурной и национальной политики, нежели те, что предлагают нам корпорации, чиновники и СМИ.
Выставка «Страна возможностей» будет работать с 8 по 22 марта. Планируется, что это финальная большая выставка в ВЦСИ, после которой центр переориентируется «с показа искусства на его производство».